Алексей Парфун (parfun) wrote,
Алексей Парфун
parfun

Интервью для сайта "ЗаОтдых"


Мое интервью для сайта "ЗаОтдых". Про ЖЖ, медиабизнес, рекламу и школу медиаменеджера. 

Оригинал лежит здесь. Брала интервью  Аня Атягина

«ЖЖ как упорядоченное хобби»
Посол LiveJournal в Омске, основатель местной «Школы блогера», коммерческий директор компании «Видео Интернешнл» Алексей Парфун обсудил с ЗаОтдых.ру настоящее и будущее блогов, социальных сетей и рекламы в Омске.
— Расскажи для начала, почему ты завел Живой Журнал? Причем, кажется, сделал ты это достаточно поздно, в 2011 году, когда ЖЖ был уже достаточно давно популярен.
— В LiveJournal зарегистрировался в апреле 2011 года. До этого у меня уже был там аккаунт, но я им даже не пользовался. Завел ЖЖ с абсолютно тривиальной целью — изучение его как инструмента. Тогда как раз увлекся SMM — SocialMediaMarketing, маркетингом в социальных сетях. На данный момент присутствую, наверное, во всех известных мне сетях. Завел себе блог, начал читать, смотреть, но до октября сам активно не писал.
— То есть до весны 2011 года ты даже не читал Живой Журнал?
— Был далек от этого. Осенью 2011-го решил вести свой блог регулярно, начал замечать интерес к своим записям: очень хорошо помню, как одна из них впервые собрала сто просмотров. У меня появилась мотивация! Разработал рубрики, которые позволяли добиться быстрого результата: какая-то интересная картинка утром, не очень одетые девушки в пятницу… Это инструменты, которые работают эффективно.
—  Как ты выбрал, о чем писать? Проанализировал дневники известных блогеров?
— Смотрел, что происходит в Живом Журнале, но отталкивался и от того, что мне самому интересно. Могу писать на разные темы, но писать натужно не хотелось бы. Я действительно люблю веселые картинки, и мне действительно нравятся фотографии красивых женщин. Помимо этого пишу и на другие темы, которых очень много.
— Стратегия оказалась эффективной.
— В октябре начал активно вести журнал, а в январе 2012 года по некоторым показателям уже занимал в Омске первые места. К июню-июлю прошлого года с большим отрывом на первом месте (согласно рейтингу АРИ).
— Наверное, такой подход к ведению журнала предполагает отношение к нему, как к работе? Неужели не бывает, что просто не хочется искать прямо сейчас смешную картинку?
— Это не работа, а скорее упорядоченное хобби, которое приносит помимо удовольствия некоторые бонусы. Держу в памяти набивший оскомину афоризм о том, что идеальная работа — это хорошо оплачиваемое хобби. Когда увидел, что мой Живой Журнал набрал популярность, мне стало просто жаль его бросать как проект. Мне иногда задают вопросы: «Ты, наверное, целыми сутками сидишь, пишешь посты». Это занимает не так много времени, как может показаться, и существуют технологии, которые помогают вести блог.
— Какие, например?
— Отложенный пост. Можно  встать с утра, написать два-три поста, а потом в течение дня они будут опубликованы. И потом достаточно просто отвечать на комментарии.
— Кстати, по поводу бонусов. Всё больше блогеров стремятся не просто вести дневник, но и получать от этого доход. Какие есть способы? Проплаченные посты?
— Дело не в том, что блогеры хотят получать доход... Люди в принципе любят получать доход, а блогеры — тоже люди. Есть несколько подходов к ведению блога, и мой лишь один из них. Есть люди с консервативными взглядами, которые считают, что нужно создавать только уникальный контент: я уже устал спорить на эту тему. Если убрать у меня все маркетинговые фишки, авторского контента у меня останется тоже очень много. Сейчас появляются  блогеры с таким же подходом.
— С маркетинговым?
— Блогеры, которые относятся к дневнику профессионально. Не в том смысле, что они ради этого блог делают. Просто за потраченное время они хотят что-то получить, а ЖЖ предоставляет возможности. Не вижу в этом ничего грешного! Это труд, который должен оплачиваться. Если люди считают, что они ведут блог из альтруистических побуждений, несут разумное, доброе, вечное, это прекрасно, но все люди разные.
— А как ты относишься к проплаченным рекламодателями постам? Тебя просят о таких услугах?
— Конечно. Мало того, я их пишу. Но главное не кривить душой: если меня попросят прорекламировать товар, который терпеть не могу, естественно этого делать не буду. Врать аудитории нельзя.
— Итак, ты теперь посол Живого Журнала в Омске. Что предполагает это звание?
— Должностной инструкции нет, это не оплачивается — это для меня просто общественно-развлекательная деятельность. Обязанности... Прежде всего, коммуникация. Я практически ежедневно на связи с Олегом Барминым, директором по маркетингу ЖЖ, знаком с генеральным директором Ильей Дроновым и у меня есть его мобильный телефон на крайний случай. Если у человека возникает проблема с блогом, он может ко мне обратиться. Кроме того, действует проект «Школа блогера», который мне был очень интересен. Почему в принципе ввязался в историю с посольством? Потому что уже третий год вовлечен в проект «Школа медиаменеджера» и для меня лично «Школа блогера», организованная в прошлом году, отлично укладывается в эту логику.
— Что такое «Школа блогера»?
— Это школа современных коммуникаций на платформах социальных сетей и блогов. Мне она интересна и как специалисту, и как человеку.
— Это инициатива Москвы?
— Проект был придуман в Москве, но реализуется везде по-разному. Есть несколько форматов. Один из них — это когда в регион приезжают несколько человек из Живого Журнала и проводят лекции. Это нельзя назвать каким-то образованием, скорее миссионерской деятельностью. А в некоторых регионах «Школа блогера» — это настоящий курс, с почасовыми занятиями, лекциями, мастер-классами. Таких ярких проектов мне известно несколько, наша школа считается одной из лучших по стране. Яркий проект был в Уфе от Евгении Куцуевой, которая выиграла селигерский грант, разработала программу. Есть интересный проект в Волгограде: они делают там уже шестую «Школу блогера», но курс намного короче. Мы делали в Омске 22 лекции, у них всего 4 или 5 лекционных дней.
— Ты такой продолжительный курс повторять будешь?
— Да, в апреле. В планах на этот месяц визит в Омск Сергея Доли — очень известного московского блогера и путешественника. Конечно, я попрошу его прочитать какие-то лекции.
— Школа снова будет бесплатной?
— Для учеников — да, для меня это принципиальный вопрос. Может получится найти спонсоров: первый курс был основан на моих дружеских связях с рядом людей, которые пришли и бесплатно прочитали лекции. Мне не очень комфортно, хочется каким-то образом их поблагодарить...
— Среди обязанностей посла ЖЖ в регионе — развитие местной блогосферы. Какие у тебя возможности это делать?
— Есть блок MustRead на главной странице LiveJournal, могу туда рекомендовать какие-то местные посты. Там очень большой трафик, и в молодой блог сразу зайдет большое количество людей. Кроме того, существует «газета» Живого Журнала LJTimes, туда интересные посты могу добавлять самостоятельно.
— Для этого тебе нужно постоянно мониторить все омские блоги?
— Омскую блогосферу  читаю всю. Все блоги абсолютно, даже те, которые лично мне могут быть не очень интересны.
— В последнее время все чаще поднимаются разговоры о том, что Живой Журнал умирает. Что ты можешь ответить на это, как посол ЖЖ?
— Могу ответить и как посол, и как блогер. Есть данные по статистике трафика ЖЖ за 2011-2012 год: рост более чем в два раза. Не думаю, что рост трафика площадки говорит о том, что она умирает. Мало того, — не вижу альтернатив: Facebook — это коммуникационная площадка, а LiveJournal — это место для создания контента. Конечно, конкуренты есть: блоги Google, сервис LiveInternet... Но последний — это аудитория школьного возраста, по крайней мере, площадка так выглядит. Она не пользуется авторитетом: там не пишет Навальный, не публикует свои посты Артемий Лебедев, там нет 18 губернаторов, как в ЖЖ. А сервис блогов Google пока не востребован в России.
— Если говорить о других Интернет-сервисах — ты теперь, наверное, во всех присутствуешь? Какие тебе более интересны?
— Есть несколько социальных сетей, где постоянно присутствую. Это, конечно, Вконтакте, Twitter, Facebook и Instagram. Иногда захожу на Одноклассники, бываю в Google+, Tumblr, Foursquare. Сколько это времени занимает? А сколько времени занимает нажатие на одну кнопку, пока идешь? Сколько времени нужно на то, чтобы прочитать одно сообщение? Не больше, чем на то, чтобы прочитать SMS. Меняется характер коммуникации. Не смотрю телевизор, а это 3,5 часа в день в среднем на гражданина Российской Федерации, вот время и экономится.
— Работая в «Видео Интернешнл», ты не смотришь телевизор?
— Да! Седьмой год работаю на телевидении и седьмой год не смотрю телевизор. Но все равно знаю телепрограммы, знаю, что происходит на каналах, их продукты
— Возвращаясь к социальным сетям. Как профессионал ты сделал какие-то выводы, появившись во всех этих местах. Где лучше размещать рекламу?
— Конечно, зависит от товара, который продвигаете. Самая эффективная социальная сеть России, безусловно, это Вконтакте. Там можно хорошо коммуницировать с аудиторией, но она там довольно молодая. Людей старше тридцати там очень мало. Работа в остальных сетях зависит от целого ряда факторов. Конечно, никому не нужен и пока не эффективен в России Google+. Пока никому не нужен и Facebook — с  помощью этой сети можно создавать личные коммуникации, но продвигать там бренд в городе Омске нельзя. Насчет Twitter — хорошие примеры есть даже в Омске.
— Сейчас очень активно развивается Интернет-реклама, личностный контакт бренда и потребителя в Интернете. Как профессионал, какое будущее ты видишь для телевизионной рекламы?
— Рекламная кампания как военные действия. Социальные сети — это спецназ, телевизионная реклама — это ковровые бомбардировки. Но спецназ — это дорого, его нужно обучить... От телерекламы давно бы отказались, если бы она не работала, но она действенна! В 2012 году Интернет вышел на второе место по объему рекламного рынка с 16%, у телевидения при этом 61%. Телевидение не умрет, пока его смотрят. А еще это сфера производства контента. Не имеет никакого значения, где ты смотришь передачи и сериалы, в Youtube или непосредственно на телеканале.
— Что за время твоей работы на ТВ происходит с омской телерекламой? Она становится лучше, хуже, не меняется?
— Уровень, на мой взгляд, падает, и причина не в том, что ее некому производить. Проблема в том, что не принято платить за производство рекламы. Хороший ролик по определению не может стоить пятьдесят тысяч рублей! Потому что оборудование, работа профессионалов, костюмы, продакшн, монтаж, доводки... Это все деньги. У нас же десять тысяч считается нормальной оплатой производства ролика. Вот и получаются фотоколлажи со слоганами, выпрыгивающими в конце. Бизнес «Видео Интернешнл» по сути — это медиапланирование. Я могу спланировать очень эффективную и хорошую рекламную компанию. Но как чаще происходит? На рекламу тратится некая сумма, условно — миллион рублей. При этом на ролик — пятьдесят тысяч. В таком случае может ничего не сработать! Лучше потратить триста тысяч на ролик и семьсот — на кампанию, и это будет гораздо эффективнее.
— В чем причина?
— Мне сложно найти причину такого положения на рынке. У нас боятся платить за продакшн и боятся платить за креатив.
— Да и самого креатива многие боятся.
— Людей смущает сама мысль — заплатить за идею сто или пятьдесят тысяч. За то, что люди сели, подумали и что-то предложили. С 2006 года качество рекламных роликов, как минимум, не растет. Это точно. Есть массив роликов среднего, но приемлемого качества. Есть случаи, когда люди за небольшие деньги умудрились сделать что-то качественное: например, очень запомнилась прошлогодняя реклама ТинТо, прекрасно сделали ролик, хотя и такой простой при этом. А бывает, когда бренд дал денег, и ему сделали ролик в Новосибирске, Екатеринбурге или Москве. Хотя и в Москве могут снять по качеству не очень. Поэтому на каждой встрече с клиентами напоминаю: не жалейте денег на производство вашей рекламы! Самая креативная реклама у нас — это ролики на радио, потому что с точки зрения производства это дешево.
— Итак, какие планы на наступивший 2013 год?
— В апреле пройдет вторая «Школа блогера». Сейчас этот проект на согласовании в ОмГУ и ОмГПУ, я туда отправил программу спецкурса и с радостью прочитаю его и там, и там, и в ОмГТУ. У меня педагогическое образование, так что с удовольствием сею разумное, доброе, вечное. Возможно, буду преподавать и в следующей «Школе медиаменеджера». Это проект Виктора Иссерса, лекции практиков, которые рассказывают студентам о том, как все происходит на самом деле. Кроме того, меня ждет много командировок, как в качестве Посла Живого Журнала, так и в качестве коммерческого директора «Видео Интернешнл». Мы развиваем много новых направлений — у нас появились плазменные экраны, очень много Интернет-сайтов. Эти проекты нужно развивать
Анна Атягина
Tags: АВ, ЖЖ, жизнь, интервью, посольство
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 18 comments